eugene_df (eugene_df) wrote,
eugene_df
eugene_df

Categories:

И еще немного про аниме :-)

Вы знаете, очень многим людям - свойственно не любить обезьян. "Не любить" - в значении относится неприязненно.

Обезьяны - "кривое зеркало" нормальных людей. Это - просто подсознательно отталкивает.
Их повадки, ужимки - отвратительно.


Так вот.

С аниме, на мой взгляд, примерно такая же петрушка. Проблема - в японском менталитете. Их негибкости и ограниченности. Я уже не раз высказывался в том духе, что японцы очень странные. Континентальный китаец из глубокой деревушки, как ни странно ближе к нашей европейской цивилизации, чем японский корпорат из Токио. В том числе и по гибкости восприятия.

Из этой особенности растет и закрытость японского общества, постоянно отмечаемая путешественниками. Почитайте Китю или Екатерину (оба есть у меня в френдленте). Да, с японцами можно дружить. Да, у них интереснейшая культура. Да - там многое привлекательно.

НО! Японец ВСЕГДА будет воспринимать не-японца, как "гайдзина".

Русский - может сказать про "ребенка фестиваля" (двухметрового, черного как вакса, негра, сидящего в компании в ушанке, глушашего водку и разговаривающего на чистейшем русском языке с такими оборотами, что зависть берет - разумеется о судьбах страны) что он русский. Что характерно - оба будут именно так и думать. В США - с этим вообще нет проблем.

В Европе, со всем их снобизмом, ты, если культурный код позволяет, сможешь быть вполне себе европейцем. Особенно если приехал не пособия клянчить а со своими деньгами и бизнесом.

В Японии - ты не станешь своим никогда. Ты всегда будешь гайдзином. Как Китя, которым хвастался весь отдел - как же, "ручной гайдзин" - приходите посмотреть, с рук не кормить.


Вот в этой японской ушербности и кроется один из краеугольных камней раздражающего эффекта аниме. Причина того, что у многих людей, сие народное японское творчество вызывает неприязнь и раздражение.

Дело в том, что аниме СЛИШКОМ пропитано японским культурным, а главное - психо-социальным кодом.


Это сложно вербализовать, пожалуй, но я - попытаюсь:

Представим что русские снимают фильм про мушкетеров. Мы ищем максимально подходящий под внешний вид парижа "Короля-Солнца" город, нагоняем статистов, запихиваем историков в архивы, заставляя выдать нам достоверные сведения о той эпохе, на основании этого - шьем костюмы и заставляем актеров разучивать всякие там реверансы. Тренер - учит их фехтовать в "старо-прованском", "ново-нормандском" или "гасконском" стилях. Фехтовать на шпагах, а не на русских прямых мечах-"лонгсвордах". В тексты - включается характерная экспрессия и обороты того времени, тысяча чертей!

Представим ту же задачу для США:

Режиссер с художниками - выкачивают из интернет сотни гигабайт фотографий Версаля и прочих исторических мест. Летят в Париж и изучают фактуру на месте. Делают снимки сохранившихся платьев и костюмов.

Все это за миллионы баксов шьется и возводится в павильонах Голливуда. Актеров - опять же обучают фехтованию. Если фильм игровой и снимается не кем-то из великих режисеров, то фехтование будет сравнительно современного типа (с поправкой на шпаги - в использовании современного спортинвентаря, янки еще не были замечены), но это будет фехтование, а не рубка на алебардах. Актеры - худеют-толстеют, подгоняются под роль, проводится огромная подготовительная работа... В общем - примерно то же самое что и у русских, но чуть меньше кропотливости и чуть больше пышности. Плюс, в силу отсутствия под рукой Прибалтики и вообще городов старше 300 лет - павильоны вместо натуры.

В любом случае, фильмы на выходе окажутся вполне похожи по уровню воспроизведения соответствующей эпохи. Это будут действительно фильмы о мушкетерах. Таких, вполне аутентичных и не вызывающих отторжения. Именно такими они описаны у Дюма. И такими их и представляет и Джон Смит и Иван Петров и даже Ганс Шмульке.

При том, что ни в истории первого, ни второго ни третьего - мушкетеров отродясь не было, более того - страны Смита тогда просто не было, страна Петрова - воевала регулярным стрелецким войском, причем в сражениях, которые мушкетерам и не снились и с совершенно иной тактикой (я уж молчу о том что стрельцы не были испорчены сколько-то "благородным" происхождением), а ландскнехты Шмульке - скорее были по другую сторону шпаги какого ни будь дАртаньяна, и представляли собой ну совсем иной культурный код.


Теперь - поручим ту же работу японцам...


И получим на выходе тихий ужас, который кроме как комедией, воспринимать будет невозможно.

Прежде всего - костюмы мушкетеров будут являть собой перекроенное кимоно. Перед боем - они будут пальцевать и читать пафосные речевки. Фехтовать они будут В ЛУЧШЕМ СЛУЧАЕ на помеси рапиры и катаны, хотя я подозреваю что рапиры там и не будет. При этом - будет полностью японская вокабуляция, с преувеличенной дикцией, ударениями и традицией произношения, растущей аж со времен театра Кабуки. Это когда в ответ на бытовой вопрос "хочешь выпить?" вместо ленивого европейского "ага", актер - по определению орет "ХАЙ!" так, что передние ряды подпрыгивают, например.

Даже интерьеры Лувра - будут больше смахивать на замок сёгуна.

Ровно та же проблема присутствует и в аниме. Фильмы я взял просто для большей наглядности.

В русских (советских), американских, французских мультфильмах - человек чужой нации это человек чужой нации. Посмотрите сокровища советского кинофонда: мультики посвященные сказкам народов мира. "Золотая антилопа", "Дракон" (или как там его - бирманская сказка), сказка о брате и сестре - чукчах, там где они через огненную реку по веревке перебирались - да мало ли их?

Если сказка чукотская - на экране будет не переодетый русский. Это будет от мозга и до костей чукча. С чукотской моторикой, лицом и, возможно, даже произношением. Как минимум структура речи - там точно чукотская. Как сейчас помню, неправильное, с точки зрения москвича, построение предложений.

У американцев - зависит от ряда обстоятельств, но если мультфильм снят не в режиме постмодернизма как, например "Новый дворец Императора" - то степень соответствия будет вполне на уровне. Посмотрите "Братец Медвежонок", "Принц Египта", иные исторические произведения.

Хороший пример, кстати - диснеевская, емнип, "Атлантида". Там многонациональная команда. Так вот - каждый передан по своему. Это не "переодетые американцы". Это именно аутентичные немец, ирландец, и остальные кто там были.


У японцев в мультиках - всегда будут только японцы. Возьмем культовый "Хелсинг".

Ребята, Алукард - это ЯПОНСКИЙ вампир. От внешности и до пластики. Дракула из европейской культуры - он совсем другой. Леди Интегра - даже фонетически не европейка. Это ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЯПОНЦЕВ о европейцах.

Возьмите ЛоГГ, и посмотрите на эту, как ее, Мари-Елену, или как ее там. Это - не немецкая наложница Императора Рейха. Это, простите, ЯПОНСКАЯ ЖЕНЩИНА КАК ОНА ЕСТЬ. Японский зритель, на которого все аниме по определению и рассчитано просто НЕ СМОЖЕТ ОТНОСИТСЯ С СИМПАТИЕЙ к героине обладающей нормальным европейским характером, если только она не является одной из главных героинь. Если является - можно применить опять таки, совсем не европейский (а потому понятный японцам) прием "цундере". Для героини первого плана - это приемлемо.

Вообще, аниме - ОЧЕНЬ примитивный жанр. Это именно кривое зеркало европейского искусства.

Аниме - чудовищно заштамповано и зарегулировано шаблонами - как и все японское общество. Все эти "цундере-яндере", все эти правила построения сюжета, разбивка на "гаремы" и прочие "хентаи".

Аниме - КОСНО. По уровню гибкости, по способности быть оригинальным, по возможности быть явлением культуры - оно близко не валялось рядом с европейской (американской) анимацией.


Аниме - всегда снимается ДЛЯ ЯПОНЦЕВ. Там всегда именно ЯПОНСКИЕ культурные коды, японские традиции, японский менталитет. Не бывает европейского аниме. Это уже не аниме.

В аниме - не бывает европейцев. Даже если это будет экранизация "Властелина Колец" - все персонажи от эльфов и до орков - будут японцами. В гриме и костюмах. К слову - у них даже эльфы свои собственные. С характерными ослинными ушами.

Всегда будет японская моторика персонажей, японская, убийственная, отвратительная преувеличенная декламация, уши которой растут из Кабуки (традиция, мать ее так - понять что аккустика в театре и в телевизоре разная - японцы может и могут, а вот справится с традицией - нет. Как попали в колею, так и пилят), будет и японская преувеличенная контрасность социальных связей и множетсво других местных социальных мемов - ОБЫЧНЫХ для японца.

Но режущих глаз нормальному европейцу. Потому что - нормальному человеку по определению не нравятся обезьяны. Это - кривые зеркала.

А аниме - кривое зеркало мировой культуры.

Как следствие - чем крепче связь человека с евро-атлантической (разумеется она полностью включает в себя и русскую) культурной традицией - тем хуже его отношение к аниме.

Раздражает пародийное изображение знакомого быта, которое японцы подают с серьезным лицом, будучи уверенными, что где-то так все и есть - в силу своей национальной ограниченности (ничего общего с биологией - традиции, вот главный источник проблемы).

Раздражает откровенная неспособность японцев понять чужую культуру. Почему мы - в состоянии нарисовать или снять фильм о японской культуре, в котором будут все характерные признаки этой культуры, и который смогут принять и у нас и, собственно в японии (те же дневники гейши), а эти островные "друзья" - откровенно тупят и даже не пытаются понять наши культурные ключи.

Напрягает и безмозглость некоторых сограждан, ударяющихся в японофагию и виабушность.
К слову - ключом к этом явлению, равно как и вообще к популярности аниме в определенных кругах - является именно тот факт, что аниме насыщенно японскими культурными кодами, чуть менее чем полностью. У людей с волей послабее, так или иначе но испытывающих определенные проблемы с идентификацией себя в рамках своих родовых культурных кодов - происходит, фактически, подмена культурного поля. Ну это тема для отдельной обширной статьи, в общем-то.


Главная же мысль, как я уже говорил, такова:



Аниме вызывает раздражение ровно по той же причине, по которой многих людей раздражают обезьяны.

Аниме - в той же мере пародия на мировое искусство, в какой обезьяна - пародия на человека.

Вот такие дела.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo eugene_df june 8, 2025 14:01 94
Buy for 100 tokens
Стало уже хорошим тоном - держать первым постом небольшой дисклеймер. Поддамся пожалуй этой моде и я. Итак, добро пожаловать в мой журнал. Заранее оговорюсь. Это нифига не дневник. "Литдыбров" здесь практически не бывает. В первую очередь - это дискуссионный клуб. Основные темы - это политика…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 81 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal